В ноябре 2017 года прошло анкетирование пользователей библиотек, входящих в состав централизованной библиотечной системы района. Данный опрос проводился с целью совершенствования библиотечного обслуживания, а также формирования независимой оценки качества деятельности учреждения. Респондентам предлагалось оценить качество работы библиотек, которые оказывают библиотечно-информационные услуги на территории, где они проживают. Было проведено анкетирование пользователей центральной библиотеки, Вахрушевской сельской библиотеки, Троицкой сельской библиотеки, Сивохинской сельской библиотеки, Суховской сельской библиотеки и Корсаковской сельской библиотеки.
При анкетировании был использован выборочный метод. В течение недели все желающие могли взять бланк анкеты и ответить на ее вопросы, высказав тем самым свое мнение по определенным позициям.
Участниками анкетирования стали 165 человек: мужчин – 53 (32,1%), женщин – 112 (67,9%)
Возраст респондентов:
До 25 лет – 15 (9,1%)
26-40 лет – 22 (13,3%)
41-60 лет – 84 (50,9%)
Старше 60 – 44 (26,7%)
На вопрос, часто ли Вы посещаете библиотеку респонденты ответили следующим образом:
Практически каждый день- 14 (8,5%)
Несколько раз в неделю – 24 (14,5%)
1 раз в неделю – 36 (21,8%)
Несколько раз в месяц – 61 (37%)
Несколько раз в год – 30 (18,2%)
Наиболее важными из библиотечных услуг были отмечены: выдача необходимых книг, получение библиотечной консультации, возможность посещать клубы и кружки при библиотеке. В библиотеке пользователей привлекает возможность пообщаться с квалифицированным и доброжелательным сотрудником, массовые мероприятия (беседы, литературные, вечера и т.д.) и книжные выставки.
При оценке респондентами качества работ (услуг) библиотеки по 5-бальной шкале мы получили следующие результаты:
1) Книжный фонд (разнообразие, обновляемость, наполняемость
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 3 | 23 | 44 | 93 |
2) Фонд периодических изданий
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
39 | 12 | 26 | 34 | 54 |
3) Качество обслуживания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 0 | 1 | 18 | 145 |
4) Книжный фонд (разнообразие, обновляемость, наполняемость
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
0 | 0 | 1 | 25 | 139 |
5) Достаточность информации об услугах библиотеки
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
0 | 1 | 12 | 33 | 119 |
6) Удобство графика работы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 0 | 1 | 21 | 142 |
7) Соблюдение режима работы библиотеки
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 0 | 3 | 15 | 146 |
8) Наличие дополнительных (информационных, сервисных, платных) услуг и доступность их получения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 | 11 | 25 | 42 | 72 |
Важность библиотеки как источника информации отметили 94% (очень важно, важно), 47% опрошенных считают, что фонд библиотеки соответствует их запросам, 52% считают, что фонд соответствует частично. Качеством библиотечных мероприятий довольны 84% опрошенных, 12% затруднились ответить.
С появлением информационных ресурсов 8,5% читателей готовы отказаться от печатных изданий, 70,9% предпочитают издания на традиционных носителях, не смогли дать определенного ответа 20,6% опрошенных.
Только 20,6% ответили, что посещают сайт ЦБС, удовлетворены информацией сайта -14,5%; затруднились ответить 57%; не удовлетворены содержанием сайта 0,6% (1 чел.)
72,1 % респондентов устраивает комфортность библиотечного помещения, 26% частично удовлетворены качеством чистоты, освещения и комфортности, 1,8% (3 человекa) полностью не удовлетворены.
91 % из числа опрошенных готовы рекомендовать свою библиотеку друзьям и родственникам, 6 % не могут ответить и 3% точно не рекомендовали бы.
Чтобы улучшить качество библиотечных услуг респонденты предложили:
- оформить подписку на периодические издания – 46,7%
- увеличить поступление новых книг – 16,7%
- заменить компьютеры – 6,6%
- активизировать краеведческую работу - 3,3%
- сделать библиотеку площадкой для обсуждения проблем местного значения – 10%
- выразили благодарность специалистам за работу – 16,7%
Таким образом, проанализировав анкету удовлетворенности качеством предоставления библиотечно-информационных услуг шести библиотек Тасеевской ЦБС можно сделать вывод:
Библиотека на селе - посещаемое учреждение, особо востребовано оно среди пенсионеров и служащих. Работают в библиотеке квалифицированные специалисты, способные предоставить качественные услуги. Наиболее важными из предоставленных услуг являются выдача необходимых книг, возможность посещать клубы и кружки при библиотеке и комфортные условия пребывания в ней. Больше всего посетителей библиотеки привлекает возможность посетить массовые мероприятия, общение с доброжелательными квалифицированными сотрудниками, книжные выставки, наличие ПК с выходом в Интернет. Посетители библиотек ЦБС готовы рекомендовать их своим родственникам и друзьям
Чтобы роль библиотеки, как источника информации оставалась востребованной необходимо обеспечить ее периодической подпиской, новыми книгами по различным направлениям, в том числе и художественной литературой, создать на базе библиотеки площадку для обсуждения проблем местного значения.
информация отдела организационно-методической работы