муниципальное бюджетное учреждение культуры 'Тасеевская централизованная библиотечная система'


RSS | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ




План мероприятий
План мероприятий на октябрь 2021 года

Форма входа


Поиск по сайту


Архив записей


Присоединяйтесь к нам в соцсетях



Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАСЕЕВСКОГО РАЙОНА

Много лет прошло с тех пор, как русские люди пришли в эти глухие необжитые места. Здесь жило коренное многочисленное население - тунгусы и малочисленное - асаны. Тунгусы вели кочевой образ жизни и располагались в бассейне реки Тунгуски, по рекам Тасееве, Бирюсе и в низовьях Усолки, асаны - в верховьях Усолки. Тишина и глушь царили тогда в этих местах. Непроходимая тайга, нетронутый лес, где было много различных пушных зверей и птиц. Таежная река Усолка, несущая свои воды в реку Тасееву и далее - в Ангару, была богата рыбой. Богатства таежного края привлекли внимание русского правительства. В 1619 году из Тобольска в Енисейск пришло предписание послать людей на разведку мест, расположенных в верховьях реки Ангары, и обложить ясаком (данью) коренное население. И в 1620-21 годах казаки получали его с тунгусов, живших в приустье Ангары и ее притоках, и с рода князца Тасея, который жил по реке Тасееве. Нельзя сказать, что дела у служилых людей по сбору ясака шли хорошо. В 1625 году князец Тасей отказался платить дань, не стал подчиняться енисейским служилым людям. Это приостановило дальнейшее продвижение их отрядов по Ангаре и ее притокам. Перед енисейскими властями возникла опасность объединения тунгусов, отказавшихся подчиняться русским и платить ясак. Тасей был воинственным человеком, и в конце 1625 года в Енисейском остроге стало известно о предполагаемом зимнем походе его и других князцов вниз по Ангаре. Но поход не состоялся.

В июне 1626 года атаман Перфильев прошел по Ангаре к тунгусам, взял с них очередной ясак и склонил братию Тасея к миру. В следующем году он вновь пришел с 40 казаками и выше устья Илима поставил Братский острог. В устье реки Рыбной Перфильев столкнулся с 200 тунгусами - сторонниками князца, и Тасей вынужден был отступить. Сразу же после его возвращения в Енисейск туда был послан сотник Бекетов, которому удалось разбить тунгусов. На этом месте он поставил Рыбинский острог. Так был открыт путь служилым людям, чтобы беспрепятственно получать с тунгусов ясак. Князец Тасей по-прежнему не хотел подчиняться властям, и был вынужден искать более спокойное место. После того, как братия его была покорена русскими, он обосновался в районе реки Тасееве при слиянии двух рек - Чуны и Бирюсы. Он узнал, что вверх по реке Усолке есть удобные места для стоянок и богатые пушным зверем леса. Морозным утром 1630 года олени вынесли легкие нарты на крутой берег, где возвышался новый просторный чум. Хозяин богатой упряжки, закутанный в меха, ждал, когда подъедут люди его племени. Стояла первозданная тишина, только изредка потрескивали деревья от сильного мороза. Река, закованная в лед, дымилась. Послышался далекий приближающийся лай собак, и вскоре обширную поляну, окруженную густым ельником, заполнили упряжки. Тасей сидел около чума, смотрел на реку, на лес и думал о том, что русские все дальше и дальше продвигаются в тайгу и скоро не будет от них покоя и здесь. Он не заметил, как к нему подошел старейший уважаемый человек его племени в сопровождении нескольких людей и остановился в нерешительности. Наконец, Тасей как бы очнулся от дум. Старик сказал: «Ты добрый. Род нашего племени всегда с тобой. Ты выбрал хорошее место для стойбища. Мы довольны тобою, сюда не придут русские, и не будут мешать, нам жить. Пусть это место будет названо твоим именем, и все племена по всей тайге будут знать о тебе». Его именем было названо стойбище. Сейчас это место называется Кыштымов. А в четырех километрах от него расположилось нынешнее село Тасеево.

В 1640 году был основан Тасеевский острог. Начало строительства было заложено на левом берегу Усолки. Назвали его именем князца Тасея. Острог представлял собой небольшой участок земли, обнесенный высоким бревенчатым частоколом. В нем же имелись большие деревянные башни. Внутри острога располагались: часовня, постройки для жилья, дворы для лошадей и скота, амбары для продовольствия и хранения пушнины, бани и пороховые погреба. В дальнейшем Тасеевский острог был тщательно укреплен и имел для обороны пушки, которые можно было применять в случае нападения. Служилые люди здесь появились раньше других категорий, или групп, русского населения, и численность их росла с каждым днем. Первыми воинами Тасеевского острога были донские казаки, выходцы из простого народа. Создавались условия для заселения русским крестьянством и посадскими людьми бассейна реки Усолки. По указанию енисейского воеводы 18 беломестных казаков были направлены в Тасеевский острог, а затем их перевели в пашенные крестьяне. С появлением в этих необжитых местах русского населения коренные жители стали уходить в низовья Усолки, а русские стали заселять земли, пригодные для пашни, луга - для сенокосов.

Недалеко от острога строилась Тасеевская слобода. В 1650 году рядом со старой слободой на берегу Усолки началось строительство Ново-Тасеевской слободы, на базе которой затем создалось село Тасеево. С 1669 года оно стало центром Тасеевской волости Енисейской губернии Канского уезда. Трудно пришлось первым поселенцам. Дома и другие постройки строили топором, потому, что в то время еще не было пил. Зато строевой лес находился близко, его рубили и носили на себе или тащили волоком. Лошадей и каких-либо транспортных средств не было. Дома были с узкими продолговатыми окнами, остекленными оконной слюдой. Двери навешивали на сыромятные ремни, которые прибивали деревянными или костяными иглами. О железных гвоздях в то время не имели понятия. Потолки в домах были из круглого накатника или из бревен, расколотых на две части. Освещали дома сальниками, лучиной. Огонь добывали при помощи огнива. Вся посуда была деревянной. Жители Тасеевской слободы носили обувь - чирки, бродни, которые изготовлялись из кожи или меха. Интересно называлась верхняя одежда: шабур, зипун, однорядка. Все это шилось из самотканого полотна. Рано здесь появилось земледелие, в трудных условиях приходилось жителям обрабатывать землю, потому что все делалось вручную. Первые землепахари выращивали яровой овес, озимые рожь и ячмень. Возделывали также и пшеницу. Из технических культур выращивали коноплю. Позднее сюда были завезены и огородные культуры: лук, чеснок, морковь, брюква, репа, капуста, огурцы. Капуста в конце XVII века наравне с хлебом и квасом считалась одним из основных продуктов питания. Так строилась Тасеевская слобода, и осваивались не тронутые веками земли по реке Малой Манзе (Усолке).

Формирование русского населения в Тасеевской слободе шло по двум каналам: организованного правительством в разных формах принудительного поселения и вольной народной колонизации. Юго-западную сторону волости заселяли по государевым землям пашенные крестьяне и беломестные казаки. Вниз по Усолке и к северу селились торгово-промысловые люди и монастырские крестьяне. Основным занятием населения было земледелие, производство зерна. До развития торгового земледелия в южных уездах Енисейской губернии Канский уезд и Тасеевская волость были основными поставщиками хлеба. С развитием земледелия и других промыслов в Тасеевской волости возросла потребность в железных и медных изделиях. Для них была нужна руда, которая была найдена недалеко от Усолья А. Жилиным в районе Усолки и недалеко от Тасеева на участке Рудяном. Добытая железная руда поступала на предприятия Жилина. В эти же годы в Ново-Тасеевской слободе на берегу Плехановского ручья стали строить кузницы с большими печами, где из местных рудных материалов делали железные, медные и серебряные изделия, пользовавшиеся большим спросом у населения. Часть продукции вывозилась за пределы волости.

Одним из крупных сел Тасеевской волости было Троицкое, или Усолье, как оно называлось до основания. Расположено оно в низовьях реки Усолки, в 30 километрах от Тасеева. Основание его относится к 1640 году. Основателем Троицкого сользавода был русский человек Алексей Жилин. До начала промысловой деятельности жил он в Енисейске, считался наиболее крупным и энергичным предпринимателем, вышедшим из среды промышленного населения Енисейского края. Земли Усолья начали осваивать с момента открытия соляных источников и солеварения. В 1639 году Жилин с помощью тунгусов нашел на реке Усолке соляные источники. Вместе с промышленным человеком С. Федоровым они начали строить варницу. В этом же году произвели первую выварку соли. Жилин и Федоров в первый год были совладельцами. В 1641 году Федоров по закладной передал свою долю промысла Жилину, который полностью освоил соледобычу. В предприятии Алексея Жилина участвовали и его братья, Иван и Никон. Алексей и Никон занимались добычей соли, а Иван сбывал ее в Енисейск, Туруханск, Томск. В 50-60 годах XVII века братья Жилины были самыми богатыми людьми в Енисейском уезде. Они же платили самый большой оброк.

На обширных берегах реки Ангары и ее притоках велись поиски слюды, серебра, золота, железа, меди. Одним из первых геологов был енисейский воевода Яков Хрипунов. А зачинателем горного дела стал посадский человек Алексей Жилин, посвятив этому 25 лет своей жизни. Пятнадцать лет он исследовал берега рек Тасеевы и Усолки, положив начало железоплавлению. В 1656 году А. Жилин с образцами найденных руд приехал в Москву, где добился грамоты на право вести промыслы без перекупа и об отводе земельных участков под них. Одновременно он получил право на дальнейшие поиски железной и медной руды, золота и слюды в Енисейском крае. К нему с Усолье был направлен опытный плавильщик из Соликамска Д. Михайлов. Помимо добычи соли, железа, Жилин в 1657 году начал разработку слюдяных залежей вблизи Усолья на берегу реки Тасеева. В 1670 году Жилин умер, а через семь лет его сын Лука Алексеев и племянники Степан и Иван Никоновы, продали Туруханскому Троицкому монастырю свои доли Усолья с 443 десятинами земли за 1.250 рублей. Когда предприятие Жилиных перешло в руки монастыря, оно представляло собой небольшой завод, в котором сочеталось соляное и железное производство. Рядом с соляной варницей стояли амбары с солью и готовой продукцией из железа и других металлов. В дальнейшем Усолье стало вотчиной Троицкого монастыря и получило наименование Троицкий сользавод.

Владения монастыря значительно расширились, увеличились добыча руды и выплавка железа, намного больше стали вываривать соли. Добытое железо расходовалось внутри монастырского хозяйства, частью - в Тасеевской волости. Хлеб, часть соли, и различные церковные изделия вывозились на продажу по Енисею в Мангазейский уезд и Томск. В 1764 году Троицкий сользавод перешел от монастыря в казну. В начале XIX века здесь вываривалось до 50 тысяч пудов соли в год, а к концу – до 100-165 тысяч пудов. Когда в 1875 году сользавод перешел в реки «Горного ведомства», здесь работали около 500 человек. В основном - каторжане. На сользаводе работали и жили на его территории две группы людей - ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы, имевшие семьи, которые последовали за ними в Сибирь. Большинство ссыльнопоселенцев были потомственные казаки. Женившись на местных девушках, они становились старожилами. В Троицкое через Тасеево направлялось много ссыльных, которые включались в числа «служилых людей», зачислялись на пашню в государевы крестьяне. Бывшие монастырские крестьяне вошли в состав пашенных. Так осваивалась территория, и формировалось население Тасеевской волости.

Год науки и технологий

Конкурсы
Оценка организации
Оценить работу библиотеки
Результаты проведения назависимой оценки качества оказания услуг


Наши партнеры
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Красноярского края
Культура.РФ - портал культурного наследия и традиций России
Культура 24 - информационный портал о культуре Красноярского края
Красноярская Библиотечная Ассоциация
Культура 24 Подписаться
Интернет-магазин ПАРТНЕР ONLINE
Бесплатный доступ к СПС Консультант Плюс


Бесплатный конструктор сайтов