муниципальное бюджетное учреждение культуры 'Тасеевская централизованная библиотечная система'


RSS | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ




План мероприятий
План мероприятий на май 2022 года

План работы в рамках Года культурного наследия народов России

Форма входа


Поиск по сайту


Архив записей


Присоединяйтесь к нам в соцсетях



Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАСЕЕВСКОГО РАЙОНА

Много лет прошло с тех пор, как русские люди пришли в эти глухие необжитые места. Здесь жило коренное многочисленное население - тунгусы и малочисленное - асаны. Тунгусы вели кочевой образ жизни и располагались в бассейне реки Тунгуски, по рекам Тасееве, Бирюсе и в низовьях Усолки, асаны - в верховьях Усолки. Тишина и глушь царили тогда в этих местах. Непроходимая тайга, нетронутый лес, где было много различных пушных зверей и птиц. Таежная река Усолка, несущая свои воды в реку Тасееву и далее - в Ангару, была богата рыбой. Богатства таежного края привлекли внимание русского правительства. В 1619 году из Тобольска в Енисейск пришло предписание послать людей на разведку мест, расположенных в верховьях реки Ангары, и обложить ясаком (данью) коренное население. И в 1620-21 годах казаки получали его с тунгусов, живших в приустье Ангары и ее притоках, и с рода князца Тасея, который жил по реке Тасееве. Нельзя сказать, что дела у служилых людей по сбору ясака шли хорошо. В 1625 году князец Тасей отказался платить дань, не стал подчиняться енисейским служилым людям. Это приостановило дальнейшее продвижение их отрядов по Ангаре и ее притокам. Перед енисейскими властями возникла опасность объединения тунгусов, отказавшихся подчиняться русским и платить ясак. Тасей был воинственным человеком, и в конце 1625 года в Енисейском остроге стало известно о предполагаемом зимнем походе его и других князцов вниз по Ангаре. Но поход не состоялся.

В июне 1626 года атаман Перфильев прошел по Ангаре к тунгусам, взял с них очередной ясак и склонил братию Тасея к миру. В следующем году он вновь пришел с 40 казаками и выше устья Илима поставил Братский острог. В устье реки Рыбной Перфильев столкнулся с 200 тунгусами - сторонниками князца, и Тасей вынужден был отступить. Сразу же после его возвращения в Енисейск туда был послан сотник Бекетов, которому удалось разбить тунгусов. На этом месте он поставил Рыбинский острог. Так был открыт путь служилым людям, чтобы беспрепятственно получать с тунгусов ясак. Князец Тасей по-прежнему не хотел подчиняться властям, и был вынужден искать более спокойное место. После того, как братия его была покорена русскими, он обосновался в районе реки Тасееве при слиянии двух рек - Чуны и Бирюсы. Он узнал, что вверх по реке Усолке есть удобные места для стоянок и богатые пушным зверем леса. Морозным утром 1630 года олени вынесли легкие нарты на крутой берег, где возвышался новый просторный чум. Хозяин богатой упряжки, закутанный в меха, ждал, когда подъедут люди его племени. Стояла первозданная тишина, только изредка потрескивали деревья от сильного мороза. Река, закованная в лед, дымилась. Послышался далекий приближающийся лай собак, и вскоре обширную поляну, окруженную густым ельником, заполнили упряжки. Тасей сидел около чума, смотрел на реку, на лес и думал о том, что русские все дальше и дальше продвигаются в тайгу и скоро не будет от них покоя и здесь. Он не заметил, как к нему подошел старейший уважаемый человек его племени в сопровождении нескольких людей и остановился в нерешительности. Наконец, Тасей как бы очнулся от дум. Старик сказал: «Ты добрый. Род нашего племени всегда с тобой. Ты выбрал хорошее место для стойбища. Мы довольны тобою, сюда не придут русские, и не будут мешать, нам жить. Пусть это место будет названо твоим именем, и все племена по всей тайге будут знать о тебе». Его именем было названо стойбище. Сейчас это место называется Кыштымов. А в четырех километрах от него расположилось нынешнее село Тасеево.

В 1640 году был основан Тасеевский острог. Начало строительства было заложено на левом берегу Усолки. Назвали его именем князца Тасея. Острог представлял собой небольшой участок земли, обнесенный высоким бревенчатым частоколом. В нем же имелись большие деревянные башни. Внутри острога располагались: часовня, постройки для жилья, дворы для лошадей и скота, амбары для продовольствия и хранения пушнины, бани и пороховые погреба. В дальнейшем Тасеевский острог был тщательно укреплен и имел для обороны пушки, которые можно было применять в случае нападения. Служилые люди здесь появились раньше других категорий, или групп, русского населения, и численность их росла с каждым днем. Первыми воинами Тасеевского острога были донские казаки, выходцы из простого народа. Создавались условия для заселения русским крестьянством и посадскими людьми бассейна реки Усолки. По указанию енисейского воеводы 18 беломестных казаков были направлены в Тасеевский острог, а затем их перевели в пашенные крестьяне. С появлением в этих необжитых местах русского населения коренные жители стали уходить в низовья Усолки, а русские стали заселять земли, пригодные для пашни, луга - для сенокосов.

Недалеко от острога строилась Тасеевская слобода. В 1650 году рядом со старой слободой на берегу Усолки началось строительство Ново-Тасеевской слободы, на базе которой затем создалось село Тасеево. С 1669 года оно стало центром Тасеевской волости Енисейской губернии Канского уезда. Трудно пришлось первым поселенцам. Дома и другие постройки строили топором, потому, что в то время еще не было пил. Зато строевой лес находился близко, его рубили и носили на себе или тащили волоком. Лошадей и каких-либо транспортных средств не было. Дома были с узкими продолговатыми окнами, остекленными оконной слюдой. Двери навешивали на сыромятные ремни, которые прибивали деревянными или костяными иглами. О железных гвоздях в то время не имели понятия. Потолки в домах были из круглого накатника или из бревен, расколотых на две части. Освещали дома сальниками, лучиной. Огонь добывали при помощи огнива. Вся посуда была деревянной. Жители Тасеевской слободы носили обувь - чирки, бродни, которые изготовлялись из кожи или меха. Интересно называлась верхняя одежда: шабур, зипун, однорядка. Все это шилось из самотканого полотна. Рано здесь появилось земледелие, в трудных условиях приходилось жителям обрабатывать землю, потому что все делалось вручную. Первые землепахари выращивали яровой овес, озимые рожь и ячмень. Возделывали также и пшеницу. Из технических культур выращивали коноплю. Позднее сюда были завезены и огородные культуры: лук, чеснок, морковь, брюква, репа, капуста, огурцы. Капуста в конце XVII века наравне с хлебом и квасом считалась одним из основных продуктов питания. Так строилась Тасеевская слобода, и осваивались не тронутые веками земли по реке Малой Манзе (Усолке).

Формирование русского населения в Тасеевской слободе шло по двум каналам: организованного правительством в разных формах принудительного поселения и вольной народной колонизации. Юго-западную сторону волости заселяли по государевым землям пашенные крестьяне и беломестные казаки. Вниз по Усолке и к северу селились торгово-промысловые люди и монастырские крестьяне. Основным занятием населения было земледелие, производство зерна. До развития торгового земледелия в южных уездах Енисейской губернии Канский уезд и Тасеевская волость были основными поставщиками хлеба. С развитием земледелия и других промыслов в Тасеевской волости возросла потребность в железных и медных изделиях. Для них была нужна руда, которая была найдена недалеко от Усолья А. Жилиным в районе Усолки и недалеко от Тасеева на участке Рудяном. Добытая железная руда поступала на предприятия Жилина. В эти же годы в Ново-Тасеевской слободе на берегу Плехановского ручья стали строить кузницы с большими печами, где из местных рудных материалов делали железные, медные и серебряные изделия, пользовавшиеся большим спросом у населения. Часть продукции вывозилась за пределы волости.

Одним из крупных сел Тасеевской волости было Троицкое, или Усолье, как оно называлось до основания. Расположено оно в низовьях реки Усолки, в 30 километрах от Тасеева. Основание его относится к 1640 году. Основателем Троицкого сользавода был русский человек Алексей Жилин. До начала промысловой деятельности жил он в Енисейске, считался наиболее крупным и энергичным предпринимателем, вышедшим из среды промышленного населения Енисейского края. Земли Усолья начали осваивать с момента открытия соляных источников и солеварения. В 1639 году Жилин с помощью тунгусов нашел на реке Усолке соляные источники. Вместе с промышленным человеком С. Федоровым они начали строить варницу. В этом же году произвели первую выварку соли. Жилин и Федоров в первый год были совладельцами. В 1641 году Федоров по закладной передал свою долю промысла Жилину, который полностью освоил соледобычу. В предприятии Алексея Жилина участвовали и его братья, Иван и Никон. Алексей и Никон занимались добычей соли, а Иван сбывал ее в Енисейск, Туруханск, Томск. В 50-60 годах XVII века братья Жилины были самыми богатыми людьми в Енисейском уезде. Они же платили самый большой оброк.

На обширных берегах реки Ангары и ее притоках велись поиски слюды, серебра, золота, железа, меди. Одним из первых геологов был енисейский воевода Яков Хрипунов. А зачинателем горного дела стал посадский человек Алексей Жилин, посвятив этому 25 лет своей жизни. Пятнадцать лет он исследовал берега рек Тасеевы и Усолки, положив начало железоплавлению. В 1656 году А. Жилин с образцами найденных руд приехал в Москву, где добился грамоты на право вести промыслы без перекупа и об отводе земельных участков под них. Одновременно он получил право на дальнейшие поиски железной и медной руды, золота и слюды в Енисейском крае. К нему с Усолье был направлен опытный плавильщик из Соликамска Д. Михайлов. Помимо добычи соли, железа, Жилин в 1657 году начал разработку слюдяных залежей вблизи Усолья на берегу реки Тасеева. В 1670 году Жилин умер, а через семь лет его сын Лука Алексеев и племянники Степан и Иван Никоновы, продали Туруханскому Троицкому монастырю свои доли Усолья с 443 десятинами земли за 1.250 рублей. Когда предприятие Жилиных перешло в руки монастыря, оно представляло собой небольшой завод, в котором сочеталось соляное и железное производство. Рядом с соляной варницей стояли амбары с солью и готовой продукцией из железа и других металлов. В дальнейшем Усолье стало вотчиной Троицкого монастыря и получило наименование Троицкий сользавод.

Владения монастыря значительно расширились, увеличились добыча руды и выплавка железа, намного больше стали вываривать соли. Добытое железо расходовалось внутри монастырского хозяйства, частью - в Тасеевской волости. Хлеб, часть соли, и различные церковные изделия вывозились на продажу по Енисею в Мангазейский уезд и Томск. В 1764 году Троицкий сользавод перешел от монастыря в казну. В начале XIX века здесь вываривалось до 50 тысяч пудов соли в год, а к концу – до 100-165 тысяч пудов. Когда в 1875 году сользавод перешел в реки «Горного ведомства», здесь работали около 500 человек. В основном - каторжане. На сользаводе работали и жили на его территории две группы людей - ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы, имевшие семьи, которые последовали за ними в Сибирь. Большинство ссыльнопоселенцев были потомственные казаки. Женившись на местных девушках, они становились старожилами. В Троицкое через Тасеево направлялось много ссыльных, которые включались в числа «служилых людей», зачислялись на пашню в государевы крестьяне. Бывшие монастырские крестьяне вошли в состав пашенных. Так осваивалась территория, и формировалось население Тасеевской волости.

Год культурного наследия народов России

Оценка организации
Оценить работу библиотеки
Результаты проведения назависимой оценки качества оказания услуг


Наши партнеры
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Красноярского края
Культура.РФ - портал культурного наследия и традиций России
Культура 24 - информационный портал о культуре Красноярского края
Красноярская Библиотечная Ассоциация
Культура 24 Подписаться
Интернет-магазин ПАРТНЕР ONLINE
Бесплатный доступ к СПС Консультант Плюс


Бесплатный конструктор сайтов