«Удовлетворенность мероприятиями библиотеки». Анализ результатов опроса
Опрос пользователей центральной библиотеки был организован отделом организационно-методической работы МБУК «Тасеевская ЦБС». Основным методом опроса было выбрано анкетирование.
Инструментарий исследования – анкета, состоявшая из 11 вопросов, построенных как закрытые – анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать самостоятельно и записать ответ на специально отведенном для этого месте.
В качестве объекта библиотечных исследований выступают пользователи муниципальной библиотеки.
Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения библиотеки. Анкета включает вопросы о читательском стаже респондента; о мотивации его обращения в библиотеку. Специальный вопрос посвящен участию (или неучастию) респондента в библиотечных мероприятиях, его отношению к этому направлению деятельности (крупные массовые мероприятия, работу клубов и кружков по интересам, книжные выставки и инсталляции). Завершает анкету блок социально-демографических вопросов.
Было собрано и обработано 52 анкеты.
Основная цель исследования – получение информации о библиотечных мероприятиях в том виде, в каком она отражается в сознании читателей; изучение мнения об эффективности проводимых мероприятий, о совершенствовании их дальнейшего развития.
- Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- менее года – 0
- Проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией и качеством библиотечных мероприятий.
- Получить сведения прогностического характера по совершенствованию массовой работы в библиотеке.
Данный анализ поможет сделать конкретные выводы по дальнейшему совершенствованию массовых мероприятий в библиотеке.
Социально-демографическая характеристика респондентов.
В исследовании приняли участие в основном респонденты женского пола.
65,4% составляют женщины, 34,6% – мужчины.
Возраст опрошенных варьируется от 14 до 80 лет. В процентном соотношении возрастные группы выглядят следующим образом:
15-25 лет – 23%
25-50 лет – 25%
свыше 55 лет – 52%
Закономерен среди общего числа респондентов и довольно большой процент читателей старше 55 лет (это пенсионеры) на фоне постоянного увеличения стоимости книг и периодики.
- По образовательному уровню респонденты распределились следующим образом:
- Среднее – 40,4%
- Среднее специальное – 42,3%
- Высшее – 17,3%
Как видим, преобладают респонденты со средним специальным образованием.
- Читательский стаж респондентов составляет:
- До 10 лет – 28,8%
- Среднее специальное – 42,3%
- Более 10 лет – 71,2%
Результаты говорят о том, что большинство читателей нашей области сохраняют преданность библиотеке, являются ее постоянными читателями. Причем, читатели посещают библиотеку:
- 1 раз в неделю – 13,5%
- 1 раз в месяц – 36,5%
- другое – 50% (это в основном посещение библиотеки чаще, чем один раз в неделю, 2 раза в месяц и реже).
Преимущественное большинство респондентов активно посещают библиотеку.
Эти данные, в том числе косвенно отражают и степень удовлетворенности фондами, подтверждают своевременное комплектование (хоть и в скромных размерах) новыми изданиями.
На следующий вопрос анкеты «Решить проблемы в пользовании библиотекой мне помогают…» подавляющее большинство респондентов ответило, что предпочитают обращаться к библиотекарю – 40,4%
Информационно-рекламные стенды помогают решать проблемы – 17,3% респондентов.
Пользуются картотеками и каталогами – 32,7%
Самостоятельно ищут выход из ситуации - 9,6% (См. диаграмму)
Прекрасно, что так востребован библиотекарь, но полученные данные очень наглядно говорят и о том, что библиотекам есть над чем работать в плане предоставления читателям более полной информации по рекламе библиотечных услуг, о проводимых мероприятиях, как планировать дальнейшую работу по пропаганде справочного аппарата.
Культурно-досуговая деятельность играет важную роль в работе библиотек, поэтому не случайно 90,4% респондентов на вопрос «Хотели бы Вы посещать массовые мероприятия?» ответили утвердительно.
Таким образом, результаты опроса подтверждают необходимость проведения в библиотеке разнообразной и активной досуговой деятельности, выбирая наиболее актуальные и интересные темы, используя нестандартные формы работы, чтобы привлечь и те 9,6% читателей, которые ответили отрицательно на этот вопрос.
Выяснилось, что интересны респондентам творчество писателей и поэтов – 23%; народные праздники – 28,8%; краеведение – 36,5%; история Отечества – 19,2%; искусство – 23%; экология – 17,3%. Кроме названных в анкете, читатели предлагали свои темы массовых мероприятий: встречи с интересными людьми, обзоры книжных новинок, психология, философия и религия, домоводство, цветоводство, пропаганда здорового образа жизни, музыка и др.
На вопрос «Что вам нравиться в проводимых массовых мероприятиях» респонденты отметили интересный материал – 23%, театрализация – 32,7%, использование новых технологий – 17,3, остальные 27% затруднились ответить.
На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, какие клубы по интересам работают в библиотеке?» 71% респондентов ответили отрицательно. Вероятно, пользователи недостаточно информированы о деятельности клубов и любительских объединений.
Библиотека пропагандирует свой фонд посредством книжных выставок. На вопрос интересны ли для вас оформляемые в библиотеке книжные выставки 30,8% ответили утвердительно, для 17,3% выставки не интересны, 51,9% затруднились с ответом. Таким образом, тематика выставок не всегда привлекает наших читателей.
На вопрос «Какие книжные выставки вас привлекают» читатели указали следующие темы: к юбилеям писателей и поэтов 23%, новинки литературы – 36,5%, выставка ретро книг – 13,5%, к народным праздникам – 21,1%, другое - 5,9%
Отвечая на вопрос анкеты «Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?», большинство респондентов отметили, что это «доброжелательная атмосфера в библиотеке», «уют, комфорт, чистота», «оперативное, качественное и четкое обслуживание благодаря компьютерным технологиям», «добросовестное отношение персонала к своим обязанностям», «профессионализм», «внедрение новых информационных технологий», «постоянный поиск новых форм работы», «стало больше разнообразных мероприятий», библиотеку назвали центром культуры села.
В результате проведенного анкетирования были выявлены темы, волнующие читателей, их интересы, информационные потребности. Предложения заслуживают внимания, многое из того, что предлагают респонденты, несомненно, будет способствовать улучшению деятельности библиотек. Особое внимание библиотечным специалистам следует обратить на более широкую качественную рекламу библиотечных услуг, позиционирование работы клубов и кружков.