«Спрос молодежи и услуги библиотеки». Анализ результатов опроса
С целью изучения интересов молодых людей и влияния современной библиотеки на организацию их досуга в апреле – мае 2024 года был проведен опрос-анкетирование «Спрос молодежи и услуги библиотеки». Проведенное социологическое исследование дало возможность определить досуговые предпочтения молодежи, оперативно учесть требования, запросы и пожелания, исправить имеющиеся в процессе библиотечного обслуживания недоработки, определить тенденции развития информационных потребностей молодежи.
Цель исследования - выявить интересы молодежи, досуговые предпочтения, отношение молодых людей к библиотеке и наметить пути и направления оптимального развития библиотек Тасеевской ЦБС.
- Задачи исследования:
- проанализировать потребности реальных и потенциальных пользователей в услугах библиотеки;
- изучить взгляды пользователей на деятельность и возможности библиотеки.
Предмет исследования: место книги, чтения, библиотеки в жизни современной молодежи.
В качестве объекта библиотечного исследования выступили молодые люди Тасеевского района в возрасте 14-30 лет. Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения библиотеки, а также на мероприятиях, проводимых специалистами библиотеки.
Всего в анкетировании приняли участие 110 респондентов из различных возрастных групп. К сожалению, у нас нет специальной статистической программы для обработки социологических исследований, чтобы можно было провести анкетирование большего количества респондентов и обработать большее количество анкет. Обработка всех анкет проходит вручную, поэтому, выборка респондентов небольшая.
- Все вопросы анкет условно можно разделить на три блока:
- социально-демографическое положение респондентов;
- организация досуга молодежи;
- отношение молодежи к библиотеке и чтению.
Для исследования использовался метод анкетирования, вопросы в анкетах носили как открытый, так и закрытый характер.
В опросе приняли участие: женщины - 59 %, мужчины - 41 %.
По возрастному признаку респонденты распределились следующим образом: от 14 до 15 лет - 37 %; от 16 до 19 лет - 31 %; от 20 до 23 лет - 12%; от 24 до 25 лет - 3 %; от 26 до 28 лет - 10 %; от 29 до 30 лет - 7 %.
- Социальный статус респондентов:
- Учащиеся (в школе, в среднем специальном учебном заведении, в ВУЗе) – 66%
- Служащие в государственных учреждениях - 16%
- Рабочие в коммерческой компании - 10%
- Бизнес (владелец, топ-менеджер) - 1%
- Другое (фриланс, домохозяйство, не работаю, творческая деятельность) – 7%
- Первый вопрос, который мы задали своим респондентам, звучал так: первая Ваша ассоциация со словом "библиотека". Можно было выбрать только 1 вариант ответа. (только один вариант ответа)
- Книга 44%
- Чтение 20%
- Тишина 7%
- Комфорт 3%
- Храм науки и знаний 8%
- Новизна 1%
- Тоска 3%
- Удовольствие 2%
- Склад книг 6%
- Советское время 0%
- Лучше чем Интернет 1%
- Самопознание 4%
- Свой вариант - огромное здание - 1%.
Все же при слове книга у большинства опрошенных ассоциация возникает прежде всего с книгой, а затем уже с чтением.
- Задавая второй вопрос, мы хотели выяснить, чем, кроме чтения, увлекаются наши респонденты. Ваши основные увлечения, не связанные с чтением:
- Активный досуг (спорт, путешествия, рыбалка, туризм) – 33%
- Домашний досуг (кулинария, вязание/шитье, коллекционирование) – 33%
- Творчество (фотография, компьютерный дизайн, рисование, лепка) – 17%
- Культурный досуг (кино, театр, музей) – 16%
- Свой вариант ответа – 1%
Наши читатели, кроме чтения, предпочитают активный и домашний досуг.
3 вопрос анкеты - читателем какой библиотеки Вы являетесь? Нужно было отметить библиотеки района, которые посещают респонденты. Из 110 опрошенных библиотеки села Тасеево (центральную и детскую) посещают 34%, , сельские библиотеки – 66%. 16% респондентов посещают еще и школьные библиотеки.
Центральная библиотека с. Тасеево 25чел., Детская библиотека с. Тасеево 12чел., Хандальская сельская библиотека 8 чел., Бакчетская сельская библиотека 7 чел., Веселовская сельская библиотека 9 чел., Фаначетская сельская библиотека 7чел., Суховская сельская библиотека 14 чел., Караульнинская сельская библиотека 4 чел., Сивохинская сельская библиотека 7 чел., Корсаковская сельская библиотека 4 чел., Лужковская сельская библиотека 5 чел., Вахрушевская сельская библиотека 5 чел., Троицкая сельская библиотека 8 чел., Лукашинская сельская библиотека 5 чел., Школьные библиотеки – 18 чел.
Таким образом, читатели не ограничиваются только одной библиотекой, которая находится поблизости, а пользуются фондом нескольких библиотек.
- На вопрос как часто вы посещаете библиотеку, мы получили следующие ответы респондентов:
- каждый день - 10% (11 чел.)
- 1 раз в неделю – 18% (20 чел.)
- 1 раз в месяц – 29% (32 чел.)
- Несколько раз в год – 28% (31 чел.)
- Менее 1 раз в год – 15% (16 чел.)
- Проанализировав активность посещения библиотеки респондентами, можно выделить следующие категории пользователей:
- активные читатели, которые посещают библиотеку каждый день или 1 раз в неделю (28 %), они, как правило, являются постоянными участниками различных мероприятий, посещают кружки и клубы по интересам, являются волонтерами библиотеки, принимают участие в жизни библиотеки;
- вторая, основная категория читателей приходит в библиотеку 1 раз в месяц (29 %), это читатели, которых интересуют новинки литературы, также одной из главных причин посещения является удовлетворение информационных запросов в помощь учебной или профессиональной деятельности;
- третья категория посещает библиотеку несколько раз в год или даже менее 1 раза в год (43%), как показывает практика, это читатели, которые посещают библиотеку от случая к случаю.
Как ни парадоксально, но главной причиной, которая мешает читателям чаще посещать библиотеку, является работа, учеба. Таким образом, получается, что учебная и профессиональная деятельность выступает одновременно как мотив обращения в библиотеку и как причина, которая мешает ее посещать. Возросло число тех, кто объясняет свой отказ от более активного посещения библиотеки отсутствием времени. Конечно, такие особенности современного образа жизни, как доступ к сети Интернет, необходимость дополнительного заработка, а также условия проживания в сельскохозяйственном районе, уход за личным подсобным хозяйством, делают бюджет времени гораздо более жестким.
- На 5 вопрос - отношение к чтению художественной литературы, в том числе и электронные книги респонденты ответили следующим образом:
- Читаю много 3%
- Читаю умеренно – 43,5%
- Читаю мало- 53,5%
Подсчитав ответы респондентов на 6 вопрос, получили цифру 1499. Столько книг художественной литературы прочитывают 110 человек в год. Хотя встречались ответы «не считал», «когда как», «когда чувствую необходимость» «как прочитаю книги» и т.д.
- На 7 вопрос мы просили выразить свое отношение к чтению нехудожественной литературы и получили следующие ответы:
- Читаю много 3%
- Читаю умеренно 42%
- Читаю мало 55%
Подсчитав ответы респондентов на 8 вопрос, получили цифру 550. Столько книг не художественной литературы прочитывают 110 человек в год. Так же при опросе присутствовали ответы: «по мере необходимости», «когда надо», «ищу в интернете» и др. То есть молодежь пользуется нехудожественной литературой по мере необходимости и редко использует ее для работы и поиска информации. Стоит обратить особое внимание на пропаганду именно нехудожественной литературы, на нужность и важность ее содержания в отдельных отраслях.
Одной из главных задач исследования было выявление мотивации посещения библиотек. Для этой цели мы использовали изучение ответов на 9-12 вопросы.
Задавая вопрос «Что необходимо, на Ваш взгляд, изменить в библиотеке?» мы просили респондентов выделить 2 самых важных для них пункта. Результаты ответов следующие:
Режим работы | 9 |
Правила пользования библиотекой | 10 |
Ассортимент услуг | 9 |
Информация об услугах | 4 |
Библиотечные фонды | 9 |
Качество обслуживания | 2 |
Психологический климат | 3 |
Сервисные (офисные) услуги | 4 |
Техническое оснащение | 48 |
Дизайн помещений | 46 |
Уровень проведения массовых мероприятий | 5 |
Комфортность помещений, условия пребывания в библиотеке | 39 |
Современные читатели особое внимание уделяют техническому оснащению и комфортности пребывания в библиотеке. Поскольку современная библиотека - это пространство для спокойного, уединенного чтения и саморазвития, встреч и работы в командах, неформального общения и обмена идеями, то и пребывание здесь должно отвечать требованиям комфортности, а техническое оснащение отвечающим требованиям стандартов, технических условий и обеспечивающим надлежащее качество предоставляемых услуг. Для нашей библиотеки, работа в этом направлении, – это первоочередная задача
На вопрос «Что Вас привлекает в библиотеке больше всего?» также предлагалось выделите 2 самых важных, для респондента пункта:
Возможность отдохнуть от работы (учебы) и повседневной суеты | 57 |
Новые знакомства и возможность общения с ровесниками | 15 |
Бесплатный Интернет | 25 |
Возможность брать книги для чтения дома | 56 |
Доступ к электронным изданиям, в том числе и ЛитРес | 7 |
Консультации библиотекарей по выбору изданий | 10 |
Выставки новых поступлений | 7 |
Библиотечные мероприятия | 16 |
На первое место респонденты поставили возможность с пользой провести свое свободное время, отдохнуть (57 чел.) и не мене важно для опрошенных возможность взять книги для домашнего прочтения (56 чел.). 25 чел. отметили возможность пользоваться бесплатным Интернет-соединением, 16 человек привлекают библиотечные мероприятия. Таким образом, именно основные функции библиотеки и привлекают в ее стены посетителей.
11 вопросом мы поинтересовались у респондентов «Что их может оттолкнуть от посещения библиотеки?», также, попросив выделить 2 важных пункта.
Отсутствие новинок и бестселлеров | 42 |
Отсутствие вообще чего-либо интересного | 31 |
Неудобный для Вас режим работы библиотеки | 26 |
Недостаточно квалифицированный персонал библиотеки | 9 |
Отсутствие комфорта в помещении библиотеки | 61 |
И вновь респонденты ответили, важность комфорта в помещение, его отсутствие может оттолкнуть от посещения библиотеки, так ответили 61 чел из 110 опрошенных. На втором месте отсутствие в библиотеке новинок и бестселлеров (42 чел.)в. На третьем – отсутствие вообще интересных библиотечных событий (31 человек). 26 человек могут отказаться от посещения библиотеки, если график ее работы будет им не удобен, а 9 человек может оттолкнуть неквалифицированный персонал библиотеки.
Следовательно, для привлечения пользователей молодого возраста важно, чтобы в библиотеке были созданы комфортные условия, достаточное количество новой интересной литературы, наличие запоминающихся событий и мероприятий, удобный для посетителей график работы и достаточно компетентный персонал.
- Мы спросили молодых людей, что они получают от библиотеки. И получили следующие ответы:
- Саморазвитие – 33% (37 чел.);
- Новые эмоции и ощущения – 11% (12 чел.);
- Духовность – 10% (11 чел.);
- Новых друзей – 3% (3 чел.);
- Творческую реализацию себя – 4% (4 чел.);
- Необходимую информацию – 39% (47 чел.)
Таким образом, из рисунка видно, что наибольшее количество наших респондентов посещают библиотеку с целью саморазвития и получения информации. Не последнее место занимает и духовность в развитии и становлении личности современного человека. И конечно как досуговое учреждение библиотека способствует творческой реализации получению новых эмоций и встрече новых друзей и единомышленников.
В связи с интенсивным развитием новых технологий, в своем опросе мы задали провокационный вопрос «Нужна ли будет библиотека в ближайшем будущем?» «Да» ответили 88 человек (80%), «нет» сказали 22 человека (20%). Следовательно, большинство респондентов все-таки считают библиотеку необходимым социальным институтом и отводят ее деятельности немаловажное значение. Есть и такие, кто считает, что с развитием новых информационных технологий, библиотеки изжили себя и доступ во всемирную сеть дает достаточное количество информации.
- Отвечая на 14 вопрос «Что Вы считаете самым важным ресурсом библиотеки?» молодые люди дали следующие ответы:
- Наличие современных и классических изданий – 42% (46 чел.);
- Тематические книжные коллекции по различным отраслям знаний и творчеству отдельных писателей – 18% (20 чел.);
- Современные журналы – 18% (20 чел.);
- Электронный каталог библиотеки – 13% (14 чел.);
- Доступ к документам Национальной электронной библиотеки – 9% (10 чел.)
Важным в деятельности библиотеки наши респонденты считают наличие современных и классических изданий (42%), далее они отметили тематические книжные коллекции (18%) и подписку на современные периодические издания (18%). Электронный каталог библиотеки, как важный составляющий ресурс библиотеки выделили только 13% и 10% считают важным доступ к ресурсам НЭБ.
Интересные ответы на вопрос «В чем основное преимущество библиотеки перед книжным магазином?»
Для большинства молодых людей (59%) главное преимущество библиотеки в том, что основные услуги предлагаются бесплатно. 17% привлекает в библиотеку наличие книг, изданных в разные годы. 15% выбирают библиотеку как площадку для творческой самореализации и 9% собираются в библиотеке для общения на различные темы. Т. е. библиотека – это место, где можно не только получить информацию, взять бесплатно интересную книгу для прочтения, но и найти единомышленников для общения и творческой самореализации.
На вопрос «Знаете ли Вы о том, что все основные услуги предоставляются читателям бесплатно?» 95% респондентов ответили утвердительно и только 5% не знали о таких услугах библиотеки.
Отвечая на вопрос «Готовы ли Вы посещать платные мероприятия библиотеки (оплата по Пушкинской карте)» 44% ответили, что готовы принять участие в таких мероприятиях, 56% опрошенных ответили отрицательно.
Причина неготовности посещать платные мероприятия в том, что посетители библиотеки за много лет привыкли, что сервисы библиотеки, почти всегда были бесплатными. Важная работа предстоит специалистам - обсудить с молодыми людьми их запросы, выявить востребованные мероприятия и заинтересовать в посещении мероприятий по Пушкинской карте.
- Следующим вопросом анкеты мы спросили респондентов что бы они рекомендовали привнести нового в библиотеку (выбрать из предложенного 2 самых важных пункта) и получили следующие ответы:
- Музыкальное сопровождение в фоновом режиме в местах для чтения и отдыха – 28;
- Возможность выпить чашечку чая/кофе – 46;
- Настольные игры – 22;
- Зона для релаксации, расслабления и отдыха – 43;
- Демонстрация кинофильмов-экранизаций по литературным произведениям – 40;
- Парковка для велосипедов и детских колясок при входе в библиотеку – 15%
- Свой вариант с ответом «расширить помещение» предложил 1 человек.
Таким, образом, комфортное пребывание в библиотеке все респонденты поставили на 1 место – зона релаксации, демонстрация фильмов, чашечка кофе устроили бы большинство молодых людей в библиотеке. Молодые родители с детьми и подростки, конечно хотели бы иметь парковку для колясок и велосипедов.
- На вопрос «Что, кроме книг Вам интересно в библиотеке?» мы получили следующие ответы:
- Встречи с интересными людьми (писателями, художниками, фотографами, журналистами и др.) – 19% (21 чел.);
- Встречи с друзьями для совместного досуга в библиотеке – 46% (50 чел.);
- Оказание помощи библиотеке в качестве волонтера (мелкий ремонт книг, книгоношество, участие в подготовке и проведении выставок и мероприятий) – 18% (20 чел.);
- Помощь в распространении информации о библиотеке – 8% (9чел.);
- Сбор пожеланий по внедрению изменений в библиотеке – 8% (9 чел.);
- Свой вариант с ответом «ничего» - 1% (1 чел.).
Респонденты без энтузиазма восприняли возможность принимать более активное участие в жизни библиотеки, основной интерес в посещении библиотеки они отметили встреча с друзьями.
Опрос посетителей библиотеки в возрасте от 14 до 30 лет позволил определить место библиотеки в жизни молодежи, выявить мотивы её посещения или не посещения, определить степень их информированности о деятельности библиотеки, получить сведения по совершенствованию библиотечного обслуживания и определить приоритеты деятельности библиотеки на перспективу.
Результаты исследования показывают, что необходимо обратить внимание на решение следующих задач по совершенствованию библиотечного обслуживания молодежи:
1. Своевременно обновлять книжный фонд и фонд периодических изданий, учитывая данные мониторинга предпочтений пользователей, их неудовлетворённые запросы.
2. Активизировать деятельность по организации в библиотеке общественного пространства для встреч, самообразования привлекая внимание молодых людей новизной форм по привлечению к чтению.
3. При подготовке и проведении мероприятий активнее использовать интеллектуальный и творческий потенциал молодежи. Они должны стать соорганизаторами и соучастниками библиотечных мероприятий.
4. Важно формировать новое библиотечное пространство, привлекательный облик и позитивный образ библиотеки.