Процессы информатизации современных сельских библиотек направлены на внедрение и применение информационных технологий и компьютерной техники во всех направлениях библиотечной деятельности. Такими направлениями являются автоматизация библиотечных процессов, комплектование информационных ресурсов на традиционных и электронных носителях, внедрение новых информационных услуг для пользователей с использованием книжной, аудиовизуальной, электронной и мультимедийной информации. Помимо этого, процессы информатизации активно применяются для электронной доставки документов, формирования электронного каталога и собственных баз данных, создания и ведения библиотечного сайта.
Одно из актуальных направлений работы – организация доступа читателей к различным информационным ресурсам, формирование и сохранность фонда на различных носителях в том числе на электронных.
Для определения степени осведомленности о существующих ресурсных возможностях АБИС муниципальной библиотек и изучения эффективности ее использования проведен социологический опрос «Доступность и использование электронного каталога Тасеевской центральной библиотеки». В нём приняли участие пользователи Тасеевской районной библиотеки 64 респондента (10% от количества посещений читального зала районной библиотеки за месяц). Инструментом для сбора данных послужила специально разработанная анкета, в которой предлагалось ответить на ряд вопросов.
На первый вопрос: «Какие услуги библиотеки используются наиболее активно?» можно было дать несколько ответов. В итоге наиболее востребованными услугами из предложенного списка были выбраны:
• Выбор изданий для чтения дома и в библиотеке – 37 чел.
• Получение информации об услугах и мероприятиях с помощью сайта библиотеки – 12 чел.
• Получение консультаций по выбору нужной литературы – 9 чел.
• Бронирование изданий – 7 чел.
• Продление срока пользования изданиями с помощью сайта библиотеки - 7 чел.
• Услуги Корпоративной сети – 6 чел.
• Бесплатный Интернет – 5 чел.
Таким образом, видно, что самой востребованной услугой в новых условиях в муниципальной библиотеке остается услуга выбора изданий для чтения. Для того чтобы выбрать нужное издание можно обратиться к библиотекарю либо к традиционным каталогам. Но с введением в библиотеках автоматизации для читателей появился новый более удобный и быстрый способ выбора нужной литературы – это электронный каталог (ЭК).
На вопрос о частоте обращения пользователей к электронному каталогу (ЭК) муниципальной библиотеки 43,8% респондентов ответили, что пользуются ЭК 1 - 2 раза в месяц, 15,6%, 1- 2 раза в неделю, 3,1% опрошенных работают с ЭК каждый день. Не обращаются к ЭК 37,5% респондентов.
Таким образом, около 62,5% опрошенных используют этот информационный ресурс, что свидетельствует о важной роли ЭК в обслуживании пользователей.
Центральная библиотека постоянно информирует пользователей о предоставляемых информационных ресурсах и услугах. Продвижению информационных ресурсов способствуют организация выставок, подготовка информационных листков, рекомендательных списков, регулярное размещение информации на веб-сайте библиотеки. Чтобы оценить эффективность этой работы, в анкету был включен вопрос: «Из каких источников вы получили информацию об ЭК библиотеки?»
Как показал опрос, 21,9% пользователей узнают об электронном каталоге из консультаций в библиотеке, 29,7%, на занятиях «Основы библиотечно-библиографических знаний», 9,4% из общения с коллегами, 25% на сайте библиотеки. Не знают о существовании ЭК библиотеки 14% респондентов.
Следовательно, наиболее эффективной формой продвижения информационных ресурсов в библиотеке являются занятия по основам библиотечно-библиографических знаний.
Таким образом индивидуальное консультирование пользователей непосредственно в библиотеке необходимо для обеспечения целенаправленной самостоятельной деятельности по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
На вопрос в каких случаях пользователи библиотеки обращаются к ЭК 6,25% респондентов отметили, что обращаются к ЭК в случае отсутствия информации на бумажном носителе. Другие причины обращения к ЭК: рекомендации сотрудника библиотеки 29,7%; рекомендация библиотекаря 21,9%; печатный документ из фонда библиотеки был занят 25%; из любопытства – 10,93%; не обращаются вообще – 6,25%.
Для данного исследования было важно узнать насколько ЭК удовлетворяет потребности пользователей. На данный вопрос 43,8% опрошенных ответили, что информация, представленная в ЭК, удовлетворяет их потребности, 29,7% удовлетворяет частично, не удовлетворяет 26,6%. Эти данные позволяют сделать вывод: ЭК как информационный ресурс сформирован достаточно хорошо таково мнение 73,5% респондентов. В число 26,6 %, ответивших о неудовлетворении ЭК их запросам вошли и те респонденты, которые не умеют или не могут по тем или иным причинам пользоваться ЭК (слабая скорость Интернет-соединения, вход через телефон и т.д.).
Чтобы выявить проблемы, возникающие при работе с ЭК библиотеки, в анкету был включен вопрос какие затруднения вы испытываете при работе с ЭК? Выяснилось, что 35,9% респондентов свободно работают с этим информационным ресурсом. Причины затруднений сложности в подборе ключевых слов для поиска 26,6%, неумение читателей пользоваться программой и проводить поиск 37,5%.
Таким образом, информационной службе библиотеки необходимо усилить работу по информационной культуре личности, строить ее по принципу деятельностного подхода потребителя информации, т. е. исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
По вопросу «С какими видами документов из электронного каталога библиотеки вы работаете чаще всего?» респондентам был предоставлен перечень видов документов, включенных в состав ЭК.
53,1 % респондентов отметили, что наиболее часто обращаются к художественным произведениям, 14,1% к учебным и учебно-методическим пособиям. К сожалению, нечасто используется база данных периодических изданий 3,1%, хотя она содержат актуальную оперативную информацию. К краеведческой базе данных обращаются 7,8% респондентов, другие пособия – 21,9%.
Пользование электронными ресурсами, как, впрочем, и традиционными, обусловлено определенным уровнем информационной грамотности и навыков пользовательской аудитории. Чаще всего к ЭК библиотеки обращаются с целью узнать наличие той или иной книги/автора в фонде библиотеки. Это обусловлено тем, что основной контингент пользователей муниципальной библиотеки села Тасеево люди пожилого возраста, которые читают традиционные книги в силу своей привычки.
В случае отсутствия необходимой информации в ЭК читатели обращаются к другим информационным ресурсам и/или сервисам: ресурсам Интернета 57,8%, книжному фонду библиотеки 29,7%, МБА, ЕДД – 12,5%.
Чтобы определить основные источники формирования навыков информационной культуры, в анкету включили вопрос «Посещали ли Вы занятия «Основы библиотечно-библиографических знаний», если «да», помогли ли полученные знания в работе с электронными ресурсами библиотеки?» Большинство опрошенных ответили, что им помогли занятия по основам библиотечно-библиографических знаний 50%. 15,6% считают, что на занятиях недостаточно уделяется внимание современным информационным ресурсам, 34,4% респондентов не посещали ББЗ.
Респонденты выразили пожелания руководству по совершенствованию ЭК библиотеки. Самые популярные из них:
– в ЭК желательно видеть полнотекстовые документы 64%;
– расширить количество баз данных 26,6%;
– хотели бы пользоваться услугами консультанта при работе с ЭК 9,4%.
Тасеевская библиотека сталкивается с проблемой неполного использования технических возможностей. Уровень подготовки читателей зачастую недостаточен, возможности доступа к удаленным и локальным информационным ресурсам остаются невостребованными. Для решения данной проблемы разработана программы повышения информационной культуры читателей. Подобная деятельность рассчитана на различные читательские категории, может осуществляться как в индивидуальных, так и в массовых формах и предполагает теоретическую и практическую подготовку: умение пользоваться электронными и традиционными каталогами, картотеками, справочной литературой, удаленными и локальными базами данных, умение оценивать и интерпретировать информацию.
Таким образом, муниципальная библиотека с. Тасеево успешно проводит процесс информатизации своей деятельности, позволяя читателям становиться равноправными участниками информационного пространства.
|