Уважаемые коллеги!
Инновации – необходимый элемент развития любой организации, и библиотек в том числе. Только впитывая и предоставляя своим читателям новые, нестандартные ресурсы и услуги, можно получить общественное признание, показать социальную значимость библиотек. Выбирая новые формы работы, что диктует время, библиотека должна ориентироваться на то, что ожидает от нее население, чтобы предлагаемое было им принято – только в этом случае можно рассчитывать на результат.
В практике библиотек можно применить разнообразные формы массовой работы с читателями – Дни информации, Дни открытых дверей, семинары, музыкально-литературные композиции, литературные вечера, заседания клубов по интересам, акции, книжные выставки и другие формы работы, которые в настоящее время не являются новыми. И все же их инновационный характер выражается в методах, используемых при их подготовке или проведении. Главное, чтобы любая инновационная деятельность имела конечный эффективный результат. Иначе все нововведения и преобразования не будут иметь смысла.
Выставочная работа
Книжная выставка – основная форма наглядной пропаганды литературы. Создание книжной экспозиции – это творческий полет для библиотекаря, который дарит читателям удивительный мир, наполненный увлекательными событиями и открытиями. Чтобы такой «полет» был успешным, нужно знать, как правильно организовать книжную выставку в библиотеке. Среди основных требований, предъявляемых к выставочной работе это комфортность, наглядность, доступность и оперативность. Библиотечная выставка должна содержать в себе определенную идею и быть неожиданной для читателя по форме и принципам подачи материала. При этом необходимо учитывать такое требование, как единство формы и содержания. Оптимальная продолжительность иллюстративных выставок – 2-3 недели. При увеличении срока экспонирования проводится частичная замена выставленных изданий, меняются элементы оформления.
Идеи для выставки. Методика подготовки
В книге все может стать поводом для интересной выставки. Стоит только покрутить книгу как Кубик Рубик, открыть ее разные грани. Подчас бывает очень полезен такой неожиданный взгляд на книгу. Чтобы освежить свое и читательское восприятие.
Основой выставки может стать:
- оформление книги (можно представить несколько изданий одной книги по-разному оформленных);
- издательство (например, выставка-просмотр книг этого издательства);
- серия, в которой вышла книга (выставка книг этой серии);
- год издания книги (просмотр «Книги десятилетия»: 40, 50, 60, 70-е, в ходе которого можно изучить книжную картину эпохи, картину чтения);
- страна, где вышла книга (выставка «Страна и ее писатели»);
- книги, по которым поставлены фильмы;
- жанр книги – выставка, например, литературных мелодрам, эссе, путевых заметок, сказок для взрослых… День рождения автора или юбилей – повод для большой персональной выставки. Необходимо обратить внимание на имя автора: не скрывается ли за ним кто-то другой? Не псевдоним ли это? Можно оформить выставку «Великие псевдонимы».
Алгоритм оформления выставки:
1. Выбор темы. Тема должна соответствовать двум требованиям:
- быть актуальной и интересной читателям;
- необходимо конкретизировать.
2. Определение целевого и читательского назначения. Необходимо хорошо продумать и читательский адрес будущей выставки. Для кого она будет оформлена – для младших школьников, подростков, молодежи или взрослых читателей? От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная от отбора документов и заканчивая рекламой.
3. Определение временных и пространственных границ темы.
4. Выявление и широкий подбор литературы по теме.
5. Отбор литературы для выставки, исходя из возрастной адресации и значимости каждого издания:
- на выставку для дошкольников и учащихся 1-х классов отбирают небольшое количество книг – 4-5;
- для учащихся 2-4 классов – до 10-11 книг;
- для подростков, молодежи и взрослых читателей – до 25-30 названий произведений.
Если тема достаточно широкая и для ее раскрытия требуется сравнительно большое количество материалов, то они группируются по разделам:
- выделение разделов выставки;
- определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций и предметов, и других изобразительных средств;
- определение структуры выставки;
- группировка литературы;
- установка и оформление выставки;
- реклама выставки;
-учет эффективности книжной выставки.
Перечень форм выставочных экспозиций
Выставка-антология; Выставка-альманах; Выставка-вопрос; Выставка-дайджест; Выставка-диспут (дискуссия, спор, полемика); Выставка-диалог; Выставка-дилемма (выбор из двух возможностей); Выставка-досье; Выставка-викторина (конкурс, игра, загадка, чайнворд, кроссворд, ребус); Выставка-карта; Выставка-краеведческий срез; Выставка-знакомство (представление); Выставка-вернисаж (видеоряд, художественной школы, живописного жанра, репродукций); Выставка-панорама; Выставка мемуарных публикаций (жанровая, воспоминание); Выставка-совет (рекомендация); Выставка-просмотр; Выставка-символ; Выставка-призыв (лозунг); Выставка-контраст; Выставка-реклама; Выставка-словарь (азбука, букварь); Выставка-коллаж; Выставка-репортаж; Выставка-калейдоскоп; Выставка-хроника (хронология событий); Выставка-рейтинг; Выставка-чествование (юбилей, признание, посвящение); Выставка-ретроспектива; Выставка-календарь (дата); Выставка-путешествие; Выставка-хобби (увлечение, коллекция); Экспресс-выставка; Озвученная выставка; Выставка-ситуация; Выставка-отзыв; Выставка-тест; Выставка-гербарий; Выставка-игра; Живая выставка; Выставка-икебана; Выставка-откровение; Выставка-почта; Выставка-осуждение или анти-выставка; Выставка-развал; Выставка-размышление; Выставка-сказка; Выставка-портрет (персоналия); Выставка-музей; Выставка-имена; Выставка-сюрприз; Выставка-настроение; Выставка-приманка; Выставка-литературный герой; Выставка-конфликт; Выставка-поиск; Выставка-экспозиция; Выставка книжных иллюстраций; Выставка-бенефис читателя; Выставка-витрина; Выставка газетной полосы; Выставка одного журнала (книги, жанра) и др.
Инновации в массовом мероприятии.
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая, его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Условия действенности массового мероприятия - целевое и читательское назначение.
Целевое назначение – постановка конкретных задач, уточняющих цели работы с определенной читательской категорией, условия, содержательное направление мероприятий.
Читательское назначение – учет ожиданий аудитории, уровень комфортности мероприятия, вовлечение присутствующих в его проведение, общение участников и т.д.
Выбор названия мероприятия, определение его формы играют значительную роль дают читателям первоначальное представления о теме, ее содержании, включает элементы рекламы (привлекает к участию в мероприятии), сообщает о методических особенностях. При выборе названия используют цитаты, крылатые выражения, общеязыковые метафоры и т.д.
Продолжительность мероприятия зависит от возрастных, профессиональных и других особенностей читательской аудитории, формы мероприятия, характера сообщаемых сведений.
Например, для взрослых не должна превышать 1 час. 20 мин. – 1 час. 30 мин., беседа – 20-30 мин. В подростковой или юношеской аудитории предельная продолжительность мероприятия – 45-50 мин. При условии сменяемых отдельных сюжетов – «страниц» устного журнала или динамического построения тематического вечера, мероприятие может длиться 1,5-2 часа.
Основными организаторами и исполнителями массовых мероприятий традиционно выступают библиотекари, ими осуществляется непосредственная подготовка и проведение мероприятий, организуется изучение читательских интересов. В сельских библиотеках особенно оптимально проведение крупных мероприятий (Дней специалиста, Акций, тематических вечеров) совместно с Сельскими Домами Культуры, школами, специалистами администрацией сельских поселений.
Успех мероприятия невозможен без предварительной работы. Один из ее элементов – еклама: объявление, пригласительные билеты, афиши, сообщения поместному радио, в газете. Сообщения, объявления должны быть лаконичны и одновременно достаточно информативны, доступны, выразительны. Также, они должны содержать приемы, способствующие воспитанию культуры чтения. Это списки рекомендуемой литературы в пригласительных билетах, сведения о творчестве писателя, которому посвящено мероприятие, отсылки к разделам фонда и каталогов, где представлена литература по соответствующему вопросу.
Массовая работа нередко объединяет читателей с различными интересами, уровнем подготовки, степенью активности. В последнее время растет значение мероприятий, ориентированных на повышение роли читателя в его подготовке и проведении – необходимо учитывать личностные особенности потенциальных посетителей, степень общительности, владение культурой речи, художественным вкусом.
Учёт библиотечных мероприятий.
Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в Дневнике библиотеки).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками данное мероприятие учитывается только той библиотекой, которая была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части Дневника библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
Учет посещений массового мероприятия ведется на основе Паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
После проведения массового мероприятия, заполнения Паспорта и 3-й части Дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день. Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Подборка форм мероприятий
Библиомарафон — это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей. Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Читатели могут получать библиофишки за участие в книжном марафоне.
Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.
Встреча с представителями местного самоуправления «Переговорная площадка» , в ходе которой проводится встреча молодежи с представителями депутатского корпуса и Администрации сельского поселения. На встрече речь идет о правовой основе, полномочиях, структуре органов местного самоуправления. Участники узнают о статусе Главы поселения и полномочиях администрации.
Гурман-вечер любителей… жанра — вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.
Звездопад поэтический — мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.
Книжный дресс-код — форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.
Комильфо-вечер — вечер хороших манер) — вечер, посвящённый этикету.
Литературный «калейдоскоп». Слово «калейдоскоп» в переводе с греческого означает - «Красивый вид» и …скоп - трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле - калейдоскоп - это быстрая смена лиц, событий связанных с литературой, творчеством писателей. Можно брать какие-то отдельные факты из биографий писателей, истории создания их произведений, отрывки из фильмов по произведениям, викторины и литературно-поэтические конкурсы. Самое главное – чтобы это было интересно и познавательно.
«Литературное караоке» - это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и прекрасное исполнение поэзии. Музыку можно брать не только классическую, но и современные композиции, очень красивые, нежные, лиричные. Они прекрасно подойдут под любовную лирику поэта.
Литературная печа-куча Печа-куча (яп. ペチャクチャ, болтовня) — это методология представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности на неформальных конференциях. Литературная печа-куча проходит в традиционном формате: участники готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария — всего 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим.
Литературная ярмарка — комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
Ток-шоу — на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.
Феерия— представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.
Флешбук— презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.
Акция «Читательская ленточка» - на импровизированном дереве читатели завязывают разноцветные ленточки, которые расскажут о том, что они любят читать, например, о природе и экологии – зеленую, детективы – синюю, фантастику – фиолетовую, о любви – красную. Библиотекари, тем самым, узнают о том, каким произведениям читатели отдают предпочтение.
В помощь работе с молодежью.
Главная задача библиотеки в работе с молодежью – посредством книги и чтения содействовать формированию гармонически развитой, образованной, социально-активной личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве. Это и выбор профессии, и создание семьи, и формирование установок на здоровый образ жизни.
Библиотечным специалистам необходимо активно принимать участие в разработке и реализации актуальных проектов и программ, широко использовать информационные технологии, применять инновационные формы работы, привлекать молодежь к участию в клубах по интересам и в волонтерском движении.
Особую роль в библиотечном пространстве занимают любительские объединения и клубы по интересам. В отличии от плановых массовых мероприятий, клубы работают на базе библиотеки в любое удобное для его участников время. Их основная миссия заключается в организации интеллектуального общения, психологической разгрузки, возможности эмоционального отдыха.
Нынешнюю молодежь отличает «клиповое» сознание, воспитанное экранной культурой. Подростки обращают внимание зачастую на что-то яркое, необычное, бросающееся в глаза.
В библиотеках привлечь внимание молодежи могут ай-стопперы (от англ. еye stopper – «останавливающий взгляд») – яркий, неординарный, выделяющийся элемент визуальной рекламы, предмет, знак или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Задача стоппера – вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость. В качестве ай-стопперов могут быть необычные предметы, интригующие надписи или моделируемые странные ситуации, текст, напечатанный «вверх ногами» или даже пустая страница, на которой внизу самым мелким шрифтом что-то объяснено.
Библиофреш «Что читает мир» советуем посвятить модной и современной литературе, творчеству писателей-современников и книжным новинкам.
Выставку-адвайзер (выставку-консультацию) можно организовать по такой важной теме как профориентация, где представить художественные произведения о людях разных профессий, статьи из периодических изданий о новых профессиях, а также буклеты и памятки.
На выставке-стенде «Сушку мнений» , каждый желающий в письменном виде может высказать свое мнение о самых значимых чертах современного героя, поделиться наглядными примерами из жизни, литературы, кинематографа.
Литературный коллаж можно посвятить творчеству писателей и поэтов, но главная роль мероприятия отводится его участникам. Из информации, представленной ведущим, слушатели выбирают основную, записывают на небольших листах и размещают на стенде, тем самым создавая импровизированный коллаж, дополняя его по смыслу фотографиями или цитатами из произведений.
Виртуальную выставку «Литературные туристы» можно посвятить путешествиям известных писателей в разные страны.
При проведении тематических мероприятий с молодежью все чаще применяют интерактивные формы и методы работы, что побуждает ребят к активной мыслительной деятельности, развитию воображения, интереса.
Литературный фестиваль – это театрализация, юмор и азарт, сплав литературных и интеллектуальных мероприятий: игр, конкурсов, выступлений творческих людей.
Полилог – форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько лиц, например, групповое обсуждение какой-либо темы (литературные произведения, спорт и т.д.). При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому.
Квилт – это лоскутное полотно, а в библиотечном варианте он становится ярким и наглядным выражением мыслей и знаний по определенной теме, которые записываются на маленьких стикерах и склеиваются в единое пространство, отражающее палитру мнений.
Тин-коктейль - мероприятие, которое объединяет несколько разных форм – книжный обзор, встречу с интересным человеком, беседу, обсуждение.
На библиоматч желательно пригласить читателей, активно занимающихся спортом. Они могут рассказать своим сверстникам об особенностях спортивных игр (футбол, волейбол, теннис и другие). В конце можно провести спортивную викторину.
Интересным для молодежи может стать конкурс буклуков (от англ. «book» – книга, «look» – образ, вид, взгляд) – это снятая на фотоаппарат композиция, центральным элементом которой является книга, с использованием выразительных средств, элементов декора и атрибутов для оформления, чтобы верно передать настроение снимка и основную тему книги.
Бук-слэм (BOOK Slam) – соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно с элементами музыкальной театрализации.
Книжный эмбиент поможет сплотить молодежь по общим интересам и увлечениям (эмбиент - англ. ambient «окружающий») — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Это направление в работе тесно связано с музыкальным движением, музыкальными жанрами.
Вечер коротких книжных свиданий или book-parti (библиотечная вечеринка) Такое мероприятие можно провести, сделав акцент на тематику (День молодежи, День объятий, День поцелуя, и др.). Преимущество формата в том, что появляется возможность познакомиться с большим количеством людей на одной встрече и найти единомышленников по увлечениям.
Флешбук – книжный флешмоб в Интернете, презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, биографии автора, личных переживаний и другой информации о книге. Читатели могут делиться своими впечатлениями, рекомендациями, оставлять замечания и советы.