муниципальное бюджетное учреждение культуры 'Тасеевская централизованная библиотечная система'


RSS | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ




План мероприятий
План мероприятий на апрель 2024 года

Мероприятия по Пушкинской карте

Мероприятия в Год семьи

Форма входа


Поиск по сайту


Архив записей


Присоединяйтесь к нам в соцсетях


Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ ЧИТАТЕЛЯМ БИБЛИОТЕКИ.

Правила, регламентирующие доступ к Интернет читателей, в каждом конкретном случае должны обязательно строиться с учетом особенностей библиотеки, однако при их составлении полезно учесть ряд общих положений, выработанных на основе уже имеющегося отечественного и зарубежного опыта. Правила рекомендуется открыть преамбулой, в которой кратко характеризуется потенциал Сети и подчеркивается, что библиотека не несет ответственности за содержание размещаемых в ней сведений. Библиотека также не контролирует, к какого рода информации обращаются читатели. ’Если речь идет о массовой библиотеке, желательно также рекомендовать, чтобы дети и подростки пользовались Интернет в сопровождении взрослых.

Очевидно, что Интернет в библиотеке используется, прежде всего, как справочный ресурс. Особенно это касается случаев, когда доступ предоставляется читателям бесплатно. Чтобы не допустить нерационального использования Сети, имеет смысл программно заблокировать на всех рабочих станциях читательской зоны доступ к максимальному числу почтовых web-сервисов. Пользование электронной почтой, таким образом, переводится в разряд платных услуг, для которых выделяются специальные компьютеры.

Обязательное значение имеет строжайший запрет пользователям на самостоятельную инсталляцию программ и изменение конфигурации компьютера. Несоблюдение этого требования систематически будет приводить к серьезным сбоям программного обеспечения, которые могут устраняться только квалифицированным специалистом. Поэтому за подобные нарушения должна быть предусмотрена строгая ответственность вплоть до лишения нрава доступа на длительный срок и исключение из числа читателей библиотеки. В то же время стоит регулярно собирать пожелания читателей по обновлению программных продуктов, необходимых для работы в Интернет.

Одним из ключевых является вопрос о цели получения доступа к Интернет в библиотеке. Возможны два варианта, оба из которых имеют достоинства и недостатки. Первый предусматривает полное отсутствие контроля за тем, для каких целей используется доступ. При этом пользователи в равной степени могут заниматься как поиском и анализом информационных источников, так и болтать с приятелями по RC или сражаться в виртуальные игры с другими обитателями киберпространства. В этом случае стоит заведомо допускать, что многие будут занимать дорогое "интернетовское" время исключительно для развлечения, однако штат консультантов будет свободен от обязанности контролировать посетителей.

Второй вариант предусматривает использование Сети только как справочного средства для получения информации (это должно быть оговорено в преамбуле). При этом вводится запрет на пользование электронной почтой, IRC, ICQ и игровыми программами, а в обязанности библиотекарей-консультантов вменяется контроль за использованием Интернет только в качестве информационного источника. Такой подход более применим в случаях предоставления бесплатного доступа к Сети читателям.




ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ В БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОЦЕССАХ

В настоящее время доступ к Интернет для все большего числа российских библиотек превращается в неотъемлемое условие их повседневной деятельности. Пользование различными приложениями глобальных сетей, первоначально воспринимаемое как нечто факультативное, очень скоро начинает оказывать ощутимое позитивное влияние на всю деятельность библиотеки. Постепенно сетевые приложения проникают во все библиотечные технологические цепочки. Это закономерно приводит к смещению акцентов практически во всех традиционных процессах: от системы комплектования до методики обслуживания читателей. Происходящие изменения находят отражение в структуре библиотеки, ее штатном расписании, регламентации прав и обязанностей читателей. По прошествии некоторого времени становится очевидным, что сетевые технологии и ресурсы видоизменяют саму суть информационной деятельности библиотеки и кардинально меняют фундаментальные основы и идеологию ее деятельности.

Из всех направлений работы библиотек, наиболее быстрое и ощутимое влияние Интернет оказывает на информационно-библиографическую деятельность. Тот факт, что энциклопедические, справочные и библиографические источники трансформируются в электронную форму быстрее любых других видов документов, ведет к тому, что цифровые ресурсы и технологии начинают доминировать в информационно-библиографической деятельности библиотек.

Цифровая вселенная воздействует абсолютно на все проявления библиографической работы: от смены привычного инструментария до методов обслуживания, форм и даже расписания работы библиографических подразделений. Прежде всего, преобразованию подвергается база всей библиографической работы - справочно-библиографический аппарат (СБА). В момент получения доступа к Интернет объем СБА библиотеки фактически увеличивается на несколько порядков за счет представленных в Сети справочных и энциклопедических изданий, электронных каталогов библиотек, библиографических баз данных и других полезных источников. К услугам библиографа многие сотни электронных каталогов крупнейших зарубежных и российских библиотек, универсальные и отраслевые библиографические базы данных.

Доступ к Интернет меняет не только инструментарий библиографа, но и методы его работы. Помимо самостоятельного разыскания сведений, стандартными приемами работы становятся размещение особо сложных запросов в соответствующих Интернет-форумах и списках рассылки или опрос экспертов по электронной почте. Возможности поисковых систем, позволяющие регулярно получать сведения о новых ресурсах Сети по заданной тематике, являются фундаментом для системы удаленного библиографического информирования. Огромный по трудозатратам процесс индивидуального информационного обслуживания с использованием традиционных ресурсов, с применением цифровых технологий, превращается в стандартную услугу для всех желающих. Сочетание этого вида сервиса с умением оперативно осуществлять поиск в электронных каталогах и базах данных позволяет обеспечить персонализированную информационную поддержку фактически для каждого постоянного читателя библиотеки.

Сами процессы библиографического обслуживания также постепенно перемещаются в Интернет. Все большее распространение получают виртуальные справочные службы, которые в последнее время становятся неотъемлемым элементом web-сайтов многих библиотек.

Электронная доставка документов

Одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений информационного обслуживания читателей источниками в цифровой форме является электронная доставка документов (ЭДД). Эта форма обслуживания предусматривает обеспечение удаленных абонентов полными текстами статей из журналов и газет, главами из книг сборников и прочих видов документов из фондов библиотеки.

Доступ к основным ресурсам Интернет и, прежде всего, ко Всемирной паутине, должен являться для читателей бесплатным. Любой желающий должен обладать возможностью самостоятельно работать с необходимыми текстами, изображениями или любыми другими видами информации в глобальных сетях, проводить поиск в базах данных и, при необходимости, сохранять результаты на бумаге или дисках. В этом ярчайшим образом проявляется одна из тенденций нынешнего развития системы информационных коммуникаций, когда многие документы представлены как в бумажной, так и в электронной форме, а некоторые существуют уже исключительно в электронном виде. И количество виртуальных документов стремительно возрастает. Предоставляя доступ к Интернет читателям, библиотека фактически просто перераспределяет средства, расходовавшиеся ранее на приобретение бумажных копий, на обеспечение доступа к Интернет, то есть, по сути, предоставляет читателям ту же информацию, только в иной форме. Не обеспечив возможность бесплатно работать в Интернет, библиотека перестает выполнять одну из своих базовых функций - быть гарантом равных прав граждан на доступ к информации.

Для своих пользователей библиотека может предложить ряд услуг, например, организация кружка по обучению первичным навыкам работы в Интернет. Читателям может быть также предложен ряд типовых консультаций по часто возникающим проблемам. В этот перечень могут быть включены консультации по открытию персонального почтового ящика на web, подписка на списки рассылки по интересующей тематике (listserv), виртуальные экскурсии под руководством опытного специалиста по поиску данных по определенному профилю или теме.


Пушкинская карта



Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Оценка организации
Оценить работу библиотеки
Результаты проведения назависимой оценки качества оказания услуг


Наши партнеры
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Красноярского края
Культура.РФ - портал культурного наследия и традиций России
Культура 24 - информационный портал о культуре Красноярского края
Красноярская Библиотечная Ассоциация
Культура 24 Подписаться
Интернет-магазин ПАРТНЕР ONLINE
Бесплатный доступ к СПС Консультант Плюс


Бесплатный конструктор сайтов